Кубинский заключенный, которого оппозиция считала политическим, скончался после голодовки
20 января 2012 года
Кубинский заключенный Вилмар Вильяр Мендоса (Wilman Villar Mendoza), которого оппозиция считала политическим, а представители властей - обычным преступником, скончался в четверг в госпитале восточного города Сантьяго-де-Куба после 50-денвной голодовки протеста, сообщили представители оппозиции.
По данным оппозиции, 31-летний Вильяр Мендоса был задержан 12 ноября 2011 года. Его приговорили к четырем годам заключения "за неповиновение властям и покушение".
"Он был членом Патриотического союза Кубы (одной из оппозиционных организаций) и входил в наши списки политических заключенных", - сообщил агентству председатель Кубинской комиссии по правам человека и национальному примирению (одной из основных оппозиционных организаций на острове) Элисардо Санчес (Elizardo Sanchez).
В ноябре Вильяр Мендоса объявил голодовку с требованием немедленного освобождения. В январе его состояние резко ухудшилось, в четверг 17.45 местного времени (2.45 пятницы мск) он скончался, сообщил Санчес.
"Мы категорически заявляем, что возлагаем ответственность за смерть оппозиционера, который находился под ответственностью государства, на правительство Кубы", - продолжил оппозиционер.
Официальных сообщений о смерти заключенного, равно как и каких-либо комментариев от представителей властей пока не последовало, однако в близких к официальным кругам блогах и сообщениях проправительственных пользователей Twitter умершего оппозиционера называют "обычным преступником", который стал "объектом манипуляции".
По мнению Элисардо Санчеса, данный случай имеет много общего со смертью заключенного Орландо Сапаты Тамайо два года назад. Сапата Тамайо скончался в феврале 2010 года после 85-дневной голодовки, которую он объявил, протестуя против условий содержания. Власти сообщили, что Сапата Тамайо находился в нормальных условиях содержания, а его требования выходили за рамки разумных.
Некоторое время спустя сухую голодовку объявил оппозиционер Гильермо Фариньяс. Он требовал, чтобы кубинские власти выпустили на свободу заключенных, которые страдают от различных тяжелых заболеваний и которых западные правозащитные организации считают "узниками совести".
После серии встреч между представителями кубинских властей и кубинской католической церкви при посредничестве занимавшего на тот момент пост министра иностранных дел Испании Мигеля Анхеля Моратиноса в начале июля 2010 года Гавана согласилась освободить 52 заключенных оппозиционеров и разрешить им покинуть страну.
После этого менее чем за год в Испанию с Кубы переехали 115 кубинских диссидентов, отбывавших там различные сроки заключения. Еще 12 оппозиционеров не пожелали покидать страну, но в конечном итоге также были освобождены.
По мнению Рауля Кастро, освобождение заключенных, "которые не понесли полного наказания", способствовало укреплению национального единства.
Европейский парламент, в свою очередь, присудил премию имени Андрея Сахарова за 2010 год кубинскому диссиденту Гильермо Фариньясу за его стремление пожертвовать собой ради изменений на Кубе и освобождения "узников совести". Однако лидер страны Рауль Кастро заявил, что освобождение заключенных было суверенным решением государства, принятым "в рамках взаимоуважительного, прозрачного и законного диалога с высшими иерархами католической церкви".
Кубинские власти неоднократно заявляли, что рассматривают оппозиционные организации как организации наемников, и утверждали, что лидеры оппозиции получают прямое финансирование от правительств стран Запада. Соответствующие документальные фильмы не раз демонстрировало кубинское телевидение, разоблачительные материалы регулярно публикуются в газетах.