Законопроект о реестре противоправных сайтов требует доработки
8 июня 2012 года
Законопроект о создании реестра сайтов с противоправным контентом, внесенный накануне в Госдуму, требует доработки. Без этого он не станет эффективным решением для защиты детей от опасной информации в сети, считают опрошенные эксперты интернет-рынка и представители российских IT-компаний.
В четверг депутаты всех четырех фракций внесли в Госдуму законопроект, предполагающий, в частности, создание единого реестра доменов и сайтов, на которых размещена запрещенная к распространению в России информация. Речь идет прежде всего о детской порнографии, пропаганде наркотиков, побуждению детей к самоубийству - подобные ресурсы в реестр его оператор будет заносить самостоятельно, без судебного решения. Кроме того, в "черный список" попадут и другие сайты, содержимое которых признано незаконным по решению суда.
Инициаторы проекта предлагают сначала уведомлять владельца ресурса об обнаружении нелегального контента. Если тот в течение суток не отреагировал, то хостинг-провайдер должен заблокировать соответствующий доменный адрес. В случае бездействия хостера, ответственность по блокировке сайта переходит к оператору связи.
Опрошенные эксперты отмечают безусловную необходимость борьбы с противоправным контентом в рунете, однако полагают, что одно лишь создание "черного списка" в этом не поможет. Кроме того, эксперты отметили, что некоторые положения нового закона, если он будет принят, трудно выполнимы на практике.
"ЗЕРКАЛА" ПРОТИВ РЕЕСТРА
"Технологическое решение "черного списка" не снимает проблему переноса противоправного контента на другие адреса", - заявили представители компании SUP Media, владеющей блогхостингом LiveJournal.
С этим мнением согласен и директор Координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников. Он считает, что внесение домена в "черный список" никакого ощутимого эффекта в борьбе с противоправным контентом не даст, поскольку злоумышленники могут быстро создать новый сайт, аналогичный закрытому.
"Создание такого же сайта на новом домене - это дело даже не минут, а секунд", - отметил Колесников.
По словам исполнительного директора Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета Матвея Алексеева, такой реестр будет не просто неэффективным, но и может привести к закрытию ресурсов, не причастных к распространению незаконной информации.
"Реестр будет использовать такие идентификаторы, как IP-адрес или домен, что в условиях массового распространения облачных технологий и открытия ресурсов на доменах третьего уровня может повлечь за собой непредсказуемые последствия", - считает Алексеев.
Как утверждает Алексеев, вслед за принятием нового закона часть пользователей мигрирует к иностранным провайдерам. Вслед за ними и хостинг-провайдеры начнут открывать технические площадки под юрисдикцией других государств.
"В конечном итоге это действительно приведет к уменьшению трафика, нарушению связности сети и ухудшению общего качества услуг", - утверждает Алексеев.
Исполнительный директор Лиги безопасного интернета, которая была одним из инициаторов проекта, Денис Давыдов утверждает, что данная мера направлена не только на российские ресурсы, но и на зарубежные.
"Блокировать и закрывать сайты за границей достаточно сложно и долго, а ведь большинство сайтов с противоправным контентом располагаются за рубежом", - отмечает Давыдов.
Этот момент отмечает и глава аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков.
"Трудно будет воздействовать на зарубежных хостинг-провайдеров отечественными законами, а потому теоретически блокировать доступ к таким сайтам можно только воздействуя на российских операторов связи", - считает Кусков.
При этом Кусков не видит в новом законопроекте опасности возникновения в России практики блокирования внешних ресурсов, аналогичной той, что есть, к примеру, в Китае. "Я думаю, руководству нашего государства это не нужно, а вот борьба с действительно противоправным контентом - наоборот", - сказал эксперт.
ЗАКОНОПРОЕКТ НУЖНО ДОРАБОТАТЬ
Операторы связи, опрошенные , указывают на то, что внесенный в Госдуму документ не объясняет многие технические детали выполнения положений будущего закона на практике.
"Вопросы, от которых зависит практическая реализация приложенных мер - техническое ограничение доступа к вредоносному контенту на уровне хостинг-провайдеров, сферы ответственности всех участников рынка и прочее - требуют дополнительной проработки и обсуждения", - сказала агентству пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко.
Она добавила, что представители операторов участвовали в предварительном обсуждении ряда положений законопроекта в составе рабочей группы. МТС поддерживает закон в целом.
"Законопроект не описывает технологическую основу закрытия доступа к сайту или его странице. Сегодня в стране десятки тысяч интерент-провайдеров и большинство из них - это средний и малый бизнес. И если для крупных провайдеров затраты по работе над запрещенными сайтами в общей схеме затрат не существенны, то для небольших провайдеров это дополнительные операционные и даже капитальные затраты", - замечает руководитель пресс-службы "Акадо" Денис Рычка.
Рычке ничего не известно о привлечении операторов связи и отраслевых ассоциаций к работе над законопроектом. О необходимости привлечения большого числа экспертов для работы над законопроектом говорит и Колесников.
"Никто не спорит, что с таким контентом надо бороться. Важно, чтобы законодатели советовались с интернет-экспертами, с технарями. Нужно делать техническое задание, обсуждать его", - считает Колесников.
Как утверждают представители Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), прежде, чем принять новый закон, необходимо ответить и на другие вопросы - в частности, насколько велик риск ошибочной блокировки ресурсов, отвечает ли введение подобных мер технологическим требованиям связности интернета, насколько оправдана правовая форма оператора реестра.
Также представители РАЭК отмечают и необходимость оценки коррупциогенных и конституционных рисков - в части свободы слова и доступа к информации. Ранее эксперты заявляли, что подобные "черные списки" могут использоваться для недобросовестной конкуренции между компаниями.
СПОСОБЫ БОРЬБЫ
Отлаженные системы удаления опасной информации уже применяют многие крупные интернет-площадки, которые за счет большого объема пользовательской информации первыми попадают в "группу риска".
Крупнейшая российская социальная сеть "ВКонтакте", по словам ее пресс-секретаря Владислава Цыплухина, уже сотрудничает с той же Лигой безопасного интернета в удалении противоправного контента.
Аналогичные меры принимает и LiveJournal. "Часть информации, которая будет внесена в реестр, является запрещенной в LiveJournal, другая часть может быть удалена, если по мнению конфликтной комиссии будет признана противоречащей правилам пользования в случае получения жалобы", - утверждают представители блогхостинга.
Антивирусные компании также давно работают над проблемой ограничения доступа к онлайн-контенту в программах родительского контроля. Для этого, как правило, используются комбинации "черных списков" и интеллектуальных систем, пытающихся проанализировать содержание запрашиваемой страницы.
По мнению руководителя группы анализа веб-контента "Лаборатории Касперского" Константина Игнатьева, создание "черных списков" сайтов - не самый эффективный метод.
"Эффективность работы такой системы напрямую зависит от её "интеллектуальности", и наша задача - не создание "черных списков" сайтов определенной тематики, а создание алгоритмов, которые по набору признаков могут отнести сайт к этой категории самостоятельно. К таким признакам относятся доменное имя, содержимое веб-странички, ссылки на другие сайты и содержимое этих сайтов, которые по этим ссылкам доступны", - сказал эксперт.
В эффективности использования "черного списка" не доменов, а ключевых слов убежден и Колесников. По его словам, такие списки могут использовать поисковые системы для обнаружения и дальнейшего удаления сайтов с противоправным контентом.
КТО БУДЕТ ГЛАВНЫМ?
Открытым остается вопрос о том, кто будет вести реестр доменов и сайтов с противоправным контентом. Согласно законопроекту, создавать, формировать и вести реестр будет федеральный орган исполнительной власти, который определит правительство России. При этом власти смогут привлечь к формированию и ведению реестра некоммерческую организацию, зарегистрированную на территории России. Порядок и критерии участия НКО будут определяться правительством страны.
Ведением реестра, по мнению экспертов, могла бы заняться Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), однако само ведомство такую возможность не комментирует.
В настоящее время Роскомнадзор, в частности, занимается вопросами противоправного распространения персональных данных в интернете, и в рамках этих полномочий взаимодействует как с российскими, так и с зарубежными компаниями, в том числе инициирует закрытие сайтов, нарушающих права граждан РФ.
Инициаторы проекта в пояснительной записке отмечают, что привлечение к ведению реестра некоммерческой организации позволит повысить степень доверия к механизмам блокирования и ссылаются на зарубежный опыт. По их данным, в Великобритании, Канаде, США, Австралии и многих других странах подобные реестры ведут некоммерческие организации, что повышает вовлеченность участников рынка и исключает коррупцию.
По мнению Алексеева, если вести реестр будет негосударственная организация, то она будет испытывать меньше влияния со стороны.
Как заявил Колесников, теоретически, подобные функции может выполнять регулятор рунета - Координационный центр национального домена сети интернет, который уже располагает реестром всех зарегистрированных доменных имен в зонах .ru и .рф.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Инициаторы законопроекта указывают на достаточно успешное применение аналогичной практики в других странах.
Так, Великобритания с 2006 года борется с детской порнографией блокированием доступа к списку незаконных сайтов. В формировании списка принимают участие интернет-провайдеры, операторы связи, правоохранители и общественные организации.
Британская некоммерческая организация Internet Watch Foundation (IWF), которая координирует эту работу, отмечает значительное сокращение за последние годы времени реакции владельцев сайтов, на которых был обнаружен нелегальный контент. По ее данным, большинство администраторов британских сайтов удаляют опасный контент в течение часа после обращения. В то же время, лишь половина онлайн-ресурсов, которые хостятся за пределами страны, реагируют на запрос в течение 10 дней.
Европейскую систему ограничения онлайн-доступа к детской порнографии CSAADF (Child Sexual Abuse Anti Distribution Filter) поддерживает полтора десятка стран. При обнаружении нелегального контента администраторам домена направляется соответствующее уведомление. Если те не реагируют, то по решению национальных правоохранительных органов, домен или поддомен блокируется. Инициаторы CSAADF считают, что блокирование на уровне доменов, а не отдельных изображений или видеороликов, дисциплинирует хостеров и владельцев сайтов.
В то же время CSAADF является лишь частью более масштабного европейского проекта CIRCAMP, который также подразумевает более системную работу по анализу и подавлению бизнес-цепочек, основанных на детской порнографии.
Несмотря на очевидный прогресс, борцы с детской порнографией в интернете отмечают, что их противники постоянно придумывают все новые технические приемы, затрудняющие обнаружение и блокирование опасных ресурсов.
IWF, например, сообщила в марте о распространении сайтов с селективным доступом, запрещенный контент на которых показывается только в том случае, если пользователь приходит на интернет-ресурс по определенной цепочке веб-адресов. Если же просто набрать адрес такого сайта в браузере, то пользователю предстанет вполне безобидная информация.