Чавес и выборы президента в Венесуэле: "уйти нельзя остаться"
5 октября 2012 года

Выборы президента Венесуэлы пройдут в это воскресенье. Около восемнадцати миллионов венесуэльцев должны будут решить, что ждет их в ближайшие шесть лет: продолжат ли они строительство боливарианского социализма с нынешним президентом страны Уго Чавесом или же поверят обещаниям оппозиционера Энрике Каприлеса и доверят будущее страны ему. Кто есть кто в предвыборной борьбе и с каким президентом выгоднее сотрудничать России?

ВРЕМЯ Ч

Фигура нынешнего венесуэльского лидера, 58-летнего Уго Чавеса, возникла на политической арене в конце 90-х годов. Этот политик, восхваляемый многочисленными сторонниками и подвергаемый ожесточенной критике недоброжелателями, обладает, недюжинной харизмой. Известный своими непредсказуемыми поступками, а также хлесткими комментариями и высказываниями в адрес мировых лидеров, он горит желанием объединить воедино государства Южной Америки, что в свое время пытался сделать, хотя и безуспешно, его учитель и наставник Симон Боливар. Важное место в его внешней политике занимает противостояние с Соединенными Штатами Америки - Чавес считает эту страну средоточием всемирного зла, а ее руководителей (вначале Джорджа Буша, а впоследствии и Барака Обаму) - своими главными врагами.

Что предпримет Уго Чавес завтра - загадка для всех, включая, подчас, даже его ближайшее окружение. Аналитикам лишь остается выдвигать различные предположения относительно того, что движет президентом Венесуэлы - смелость и уверенность в позициях страны на мировой арене или недальновидность, когда он, например позволяет себе резкие высказывания в адрес президента США, вступает в полемику с руководством Испании или едет на Саммит Америк в Мар-дель-Плату (Аргентина) с лопатой для того, чтобы раз и навсегда похоронить Межамериканскую Зону Свободной торговли. Можно высказать немало предположений: действительно ли Чавес поддерживает колумбийских наркодилеров и повстанцев из Революционных вооруженных сил Колумбии, и какие цели преследует, приезжая в Россию по десять раз, закупая российское вооружение и встречая российские боевые корабли в акватории Карибского моря.

Будучи близким другом Фиделя Кастро, Чавес не раз навешал знаменитого кубинского революционера, чтобы набраться опыта в проведении в Венесуэле своей собственной революции - боливарианской.

Неожиданно начавшийся рак стал серьезным испытанием для Чавеса, и он сам признавался в том, что подумывал бросить большую политику, узнав о страшном диагнозе. Однако, ключевое слово президента - "борьба", поэтому он и не сдается, успешно переносит ряд операций и, заявив всем, что полностью вылечился от болезни, принимает решение в третий раз в своей жизни участвовать в президентской гонке, чтобы осуществить свой план: сделать все возможное для того, чтобы мечта Симона Боливара о союзе стран Латинской Америки стала реальностью, а народ нашел счастье в социализме в его новой версии - "социализме XXI века". При этом Чавес уверен: за него проголосуют как минимум 70% населения Венесуэлы, а в случае, если его не выберут, стране грозит гражданская война.

МОЛОДОЙ, ДА РАННИЙ

Впервые за 14 лет нахождения Чавеса у власти его противники выдвинули единого кандидата для борьбы со строителем социализма. Им стал единый кандидат от оппозиции 40-летний экс-губернатор штата Миранда и экс-мэр богатого восточного пригорода Каракаса Баруты Энрике Каприлес. Выходец из Каракаса Каприлес рано начал свою политическую карьеру. В 1998 году он стал самым молодым депутатом парламента в истории страны.

Предвыборные обещания Каприлеса просты: он обещает жителям страны "лучшую Венесуэлу" и уверен, что сможет решить все ее проблемы.

Три месяца, которые длилась избирательная компания, он (по утверждению оппозиционных латиноамериканских СМИ) испытывал притеснения: Чавеса в восемь раз чаще показывали по государственным телеканалам, в то время как Каприлесу доставались только три минуты в день, как того требует закон, а также страницы оппозиционных изданий. Не получали оппозиционеры и денег из государственных фондов - согласно венесуэльским законам, они должны обеспечивать себя сами.

В отличие от конца 90-х, когда сам Чавес был оппозиционером и пытался отобрать власть у непопулярного правительства, сегодня простой народ поддерживает президента. Потому что любит. Потому что Чавес держит свои обещания и реализует социальные программы, обеспечивая бедняков едой и кровом. Так, только в 2011-2012 году правительство построило около 350 тысяч единиц жилья для неимущих. Все это значительно снижает шансы Каприлеса в предвыборной борьбе.

Несмотря на то, что кандидату от оппозиции удается собирать многочисленные митинги своих сторонников, Чавес по, данным социологических опросов, опережает его в среднем на 10-15%. Больше у него и подписчиков в Twitter - на целых два миллиона. Впрочем, Каприлес сам как-то признался: в этой предвыборной баталии он чувствует себя Давидом, сражающимся с Голиафом. Вопрос лишь в том, удастся ли ему, как когда-то будущему царю Иудеи и Израиля, победить огромного филистимлянского воина.

КАНДИДАТ, ИДЕАЛЬНЫЙ ДЛЯ РОССИИ

Дипломатические отношения России и Венесуэлы, установленные еще в 1945 году, заметно активизировались после прихода к власти Уго Чавеса.

За это время Каракас стал одним из важнейших стратегических партнеров Москвы на латиноамериканском континенте: это и военно-техническое сотрудничество, и разработка нефтяных месторождений Хунин-6 и Хунин-3 в поясе Ориноко, и реализация различных жилищных проектов, и признание Венесуэлой вслед за Россией и Никарагуа независимости Южной Осетии и Абхазии. В свою очередь, Энрике Каприлес пока является для России "темной лошадкой".

Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский считает, что сложно дать какой-то однозначный ответ на вопрос, кто из двух кандидатов выгоднее для России.

"Сложно дать однозначный ответ хотя бы по той причине, что Чавес - это тот политик, которого мы в России хорошо знаем. С ним существуют контракты, в то время как Каприлес пока что политик только потенциальный, и пока трудно судить (что он может предложить России). В случае с Каприлесом очень много неизвестных факторов, которые сложно пока учесть", - заявил Ивановский, не исключив, что Каприлес в случае победы, скорее всего, продолжит сотрудничество с РФ по ряду проектов, однако некоторые ему придется и пересмотреть.

На вопрос, кто может выиграть предвыборную гонку, Ивановский не дал четкого ответа, поскольку социологические опросы за последние дни достаточно противоречивы, и, следовательно, с учетом статистической погрешности шансы кандидатов равны 50 на 50.

Ивановский добавляет: "предвыборная кампания в последнее время именно потому и обострилась, что шансы практически равны. Мне кажется, что у Чавеса шансов немного больше, однако разрыв минимален в пределах статистической погрешности".