Самолет Бе-12 "Чайка"
12 октября 2012 года
Самолет Черноморского флота России Бе-12 разбился в пятницу на западном побережье Крыма в районе аэродрома "Кача".
Ниже приводятся летно-технические характеристики самолета Бе-12 "Чайка".
Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 "Чайка" (по кодификации НАТО - Mail) был разработан конструкторским коллективом под руководством Георгия Бериева (ОКБ Бериева). Бе-12 был построен для замены летающей лодки Бе-6.
Свой первый полет самолет совершил в 1960 году.
С 1963 года модель Бе-12 стала поступать на вооружение авиации ВМФ.
В 1969 году на базе этого самолета был создан поисково-спасательный самолет Бе-12ПС, а в 1976 году на вооружение был принят противолодочный гидросамолет Бе-12Н, на который поставили более совершенное поисковое оборудование.
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с двухлонжеронным крылом типа "чайка"; лодка - двухреданная; крыльевые поплавки - неубираемые; шасси - трехопорное, с хвостовым колесом, убирается в фюзеляж.
Бе-12 стал первым отечественным самолетом-амфибией, оснащенным турбовинтовыми двигателями. На него устанавливались два ТВД (конструкции Александра Ивченко) с моторесурсом 4 тысячи часов. Двигатели оснащались автоматическими четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 метра. Для обеспечения жизнеспособности самолета при неработающих основных двигателях на Бе-12 установлены вспомогательные ГТД АИ-8.
Боевая нагрузка самолета составляет 4-5 тонн на четырех узлах подвески и отсеке оружия: противолодочные 450-миллиметровые торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.
Бе-12 предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок в простых и сложных гидрометеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении от мест базирования до 500 километров.
Для поиска подлодок самолет имеет размещенную в носовом обтекателе радиолокационную станцию, а в хвостовой штанге, вынесенной для устранения помех за хвостовое оперение, датчик магнитных аномалий. На машине предусмотрена установка разведывательного оборудования, в частности аэрофотоаппаратов.
Бе-12 используется морской авиацией Черноморского флота России.
За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда.
Летно-технические характеристики:
Длина самолета: 30,1 метра
Размах крыла: 30,2 метра
Высота самолета: 7,4 метра
Площадь крыла: 99 квадратных метров
Двигатели:
Тип: ТВД АИ-20Д
Мощность: два двигателя мощностью 5,18 тысячи лошадиных сил каждый
Взлетная масса: 36 тонн
Масса пустого: 24 тонны
Масса топлива: девять тонн
Масса боевой нагрузки: три тонны
Максимальная скорость: 550 километров в час
Скорость патрулирования: 320 километров в час
Взлетная скорость: 210 километров в час
Практический потолок: 12,1 километра
Максимальная дальность полета: 4 тысячи километров
Тактический радиус действия (при нахождении в районе трех часов): 600-650 километров
Мореходность: три балла
Разбег: 1,2 километра
Пробег: 1,1 километра
Нормальная боевая нагрузка: 1,5 тонны
Перегрузочная боевая нагрузка: три тонны