Охлобыстин вряд ли добавит голосов "Правому делу", нужна сильная программа - политологи
14 августа 2012 года
Политологи считают назначение известного актера Ивана Охлобыстина главой высшего совета "Правого дела" попыткой придать партии "второе дыхание" и напомнить о себе в преддверии осенней выборной кампании. При этом они расходятся в оценках перспектив подобного решения: одни полагают, что это не добавит правым голосов на выборах, другие - что все будет зависеть от дальнейших действий "Правого дела".
О том, что Охлобыстин возглавил высший совет правых, председатель организации Андрей Дунаев написал во вторник в своем микроблоге в Twitter. По его словам, такое решение было принято партийцами единогласно. Руководитель партийной медиагруппы Евгений Ефимов, в свою очередь, пояснил , что актер интересен "Правому делу", потому что "это яркий человек, человек с мнением, с позицией".
Высший совет вырабатывает стратегические рекомендации и формируется из авторитетных общественных и политических деятелей. Непосредственное руководство "Правым делом" осуществляет федеральный политсовет, который возглавляет председатель партии - Дунаев.
ИМИДЖЕВЫХ ХОД
"То, что сейчас председателем высшего совета партии назначается такой яркий актер и шоумен Иван Охлобыстин, свидетельствует о желании привлечь к себе внимание со стороны общественного мнения. Это такой имиджевый ход", - сказал политолог Павел Святенков.
В то же время он убежден, что это не повысит электоральных шансов "Правого дела".
"Охлобыстин - это человек, который действует в политике методами эпатажа, провоцирования общественного мнения, но не способен, на мой взгляд, претендовать на реальные голоса избирателей", - отметил эксперт.
Генеральный директор Института приоритетных региональных исследований, политолог Николай Миронов полагает, что на правом фланге нужен сильный общественно-политический проект, "который сможет отвечать интересам городского среднего класса, причем, не только столичного, но и в регионах".
"Правое дело", по его мнению, может получить поддержку этой части населения, если возьмет курс на умеренно-либеральную модернизацию, с одной стороны, и на интересы бизнеса - с другой.
"И вообще, нужно усиливать ее (партию) не только популистской повесткой или популярными фигурами, но и продуманной серьезной программой", - сказал Миронов.
ПОТЕНЦИАЛ ОХЛОБЫСТИНА
Как сообщил Дунаев , Охлобыстин станет для партии дополнительным "идеологическим генератором", а вскоре ряды правых пополнятся и другими узнаваемыми лицами.
"Мы достаточно давно с ним обсуждали различного рода даже не партийные вопросы, а в целом такую общую ситуацию. И пришли к выводу, что в какой-то степени, достаточно большой, воззрения совпадают. И было принято решение, что он может стать неким таким идеологическим генератором дополнительным в партии", - сказал Дунаев.
"Правое дело", по его словам, рассчитывает также сотрудничать с Охлобыстином в "вопросах технологий, взаимодействия на выборах".
Еще в 2011 году некоторые СМИ сообщали, что возглавить "Правое дело" может Охлобыстин, сам же актер весной 2012 года создал свою политическую партию "Коалиция Небо", которая так и не была зарегистрирована. Идеологической основой этой организации стала "Доктрина 77", которую актер озвучил на стадионе "Лужники" в сентябре 2011 года в рамках подготовки к президентским выборам.
Отвечая на вопрос о том, появятся ли, помимо Охлобыстина, в партии еще узнаваемые люди, Дунаев сказал: "Ну конечно, будут. Это просто такой один из первых, можно сказать".
После того как в сентябре 2011 года "Правое дело" покинул миллиардер Михаил Прохоров, партия вновь занялась поиском узнаваемого руководителя. Занимавший тогда должность и. о. председателя Дунаев сообщал, что переговоры ведутся, в частности, с лидерами несистемной оппозиции, а также с одним из бывших сопредседателей партии Борисом Титовым. Однако в конце февраля 2012 года съезд утвердил председателем самого Дунаева.
Охлобыстин - российский актер, режиссер, писатель и драматург. Также является священником Русской православной церкви, но в настоящий момент по собственному желанию отстранен от священнослужения. Снимался во многих фильмах, получил около 50 кинематографических наград. В 2001 выступил сценаристом и актером фильма "Даун Хаус" режиссера Романа Качанова. С 2010 играет в сериале "Интерны".
ДОЛГИЕ ПОИСКИ ПРАВОГО ЛИДЕРА
Партия "Правое дело" появилась на свет в конце 2008 года в результате слияния трех политических структур - "Союза правых сил", "Гражданской силы" и Демократической партии России". Во главе ее встали три сопредседателя - Леонид Гозман, Борис Титов и Георгий Бовт, которые зачастую не могли выработать общее мнение по многим вопросам.
В марте 2011 года правые заявили, что хотели бы видеть во главе своей организации политика федерального уровня, и начали его поиск. В качестве примеров они называли первого вице-премьера Игоря Шувалова, Алексея Кудрина, который тогда был министром финансов, и Аркадия Дворковича, занимавшего тогда должность помощника президента. В итоге на съезде в июне партию возглавил Прохоров и начал готовиться к парламентским выборам.
Однако уже в середине сентября у правых разгорелся скандал: в первый день съезда делегаты разделились на сторонников и противников Прохорова, и на следующий день в Москве проходили уже два съезда. На одном из них делегаты сместили партийного лидера с поста, а на втором Прохоров объявил о "рейдерском захвате" партии, своем уходе из нее и намерении создать новую политическую силу.
И. о. председателя партии стал Дунаев. Он заявил, что в случае успеха на думских выборах останется во главе партии, а в случае неудачи покинет этот пост. Правые показали худший среди всех семи участвовавших в выборах партий результат - около 0,6%. Дунаев заверил, что не отказывается от своих слов, однако не хочет бросать партию, оставив ее даже без права подписи. Он начал переговоры о новом председателе, сообщив, что смена партийного руководства произойдет на съезде в начале 2012 года.
В январе в СМИ стали появляться сообщения о самоликвидации "Правого дела", но правые их опровергли. Руководство партии сообщило, что "Правое дело" ожидают реформы, но партия продолжит существовать, несмотря на серьезные проблемы с финансированием и сложности с поисками нового узнаваемого лидера.
Политологи тогда сходились во мнении, что никакие преобразования уже не смогут превратить "Правое дело" в сильную федеральную партию.