Информационные технологии в школах помогают общению учеников - педагоги
16 сентября 2011 года
Информатизация школьного образования способствует социализации детей и облегчает коммуникацию между преподавателем и учениками, считают педагоги ведущих школ Казани.
Казанская школа №177 с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин - одно из учебных заведений Татарстана, где внедряется пилотный проект "1 ученик - 1 компьютер". Модель электронного образования для начальной школы "1 ученик - 1 компьютер" совместно реализуется правительством Татарстана и корпорацией Intel в 53 школах республики, оснащенных мобильными компьютерными классами ICLab Mini с нетбуками-трансформерами Classmate PC производства компании ICL на базе процессоров Intel.
Ученики младших классов с самых ранних лет привыкают использовать компьютер в процессе обучения. Учитель может не только продемонстрировать им материал урока на интерактивной доске, но и направить им задание и наглядные примеры на личные компьютеры. Сохранить информацию ученик может на специальный браслет-флэшку.
Ученикам средней и старшей школы персональные компьютеры пока не предоставляются, однако, по заявлению министра образования Татарстана Альберта Гильмутдинова, республика планирует расширение проекта на старших учеников школ и даже студенов вузов. В то же время ученики 5-11 классов школы №177 уже реализуют различные исследовательские проекты в физических, химических и биологических лабораториях, учатся технологиям поиска информации в медиатеке, самостоятельно монтируют видеосюжеты в интерактивной студии. Кроме того, школа начала внедрять электронные учебники, однако пока испытывает трудности с контентом.
По словам директора школы Ильдара Имамова, новые технологии - нетбуки, интерактивные доски, портал "Электронное образование" и школьная социальная сеть - не отдаляют школьников друг от друга, а наоборот, способствуют эффективной совместной работе, например, в рамках групповых проектов. Кроме того, ученики школы могут изучать английский язык, дистанционно общаясь из класса со сверстниками в США и Великобритании.
В другой казанской школе - гимназии №19 - ответственность за внедрение технологий в образование школа разделяет с родителями учеников. Каждый школьник приходит в класс с собственным планшетным компьютером либо нетбуком и использует их для решения школьных задач. Обучение в школе накладывает определенные обязательства на родителей - так, по словам учеников, если кто-то из них придет в класс без портативного компьютера, ему придется использовать традиционные учебники, тетради и ручки.
Пятиклассники школы с легкостью объяснили корреспонденту базовые, на их взгляд, различия между планшетными компьютерами Apple iPad и Samsung Galaxy Tab ("первый - скорее модная игрушка, второй - более компактный и на платформе Android"). Однако преподаватели утверждают, что какого-либо расслоения среди учеников в зависимости от модели компьютера не существует.
Восьмиклассник Даниил Лашин купил планшет iPad на деньги, полученные им за разработку специализированной социальной сети Endohelp для врачей-эндохирургов республики Татарстан, рассказал он корреспонденту . 13-летний школьник разработал сайт для профессионального общения хирургов, используя язык PhP. В соцсети могут регистрироваться как специалисты-хирурги, так и обычные пользователи, однако возможности участия в обсуждениях у последних ограничены. По словам Даниила, программированию он научился самостоятельно, а школа помогает ему расширять кругозор и учиться использовать технологии для получения знаний.
За счет бюджетных средств оплачивается информатизация классов гимназии - интерактивные доски-планшеты, пульты для голосования, экспериментальное и лабораторное оборудование. Например, химические опыты, потенциально связанные с риском, ученики проводят в специальном прозрачном боксе при помощи системы дистанционного управления.
Учителя не отстают в овладении компьютерной грамотностью от своих учеников. В рамках республиканского проекта "Компьютер - учителю" каждый педагог Татарстана теперь имеет собственный ноутбук и может обучиться работе с ним. Преподаватели гимназии №19 дополнительно прошли переподготовку по курсам сингапурской компании Educare, в основе которых - использование технологий для коммуникации школьников между собой и с преподавателем.
Активно общаются в рамках учебного процесса как сверстники, так и ученики разного возраста. Так, целесообразность строительства нового космодрома рассчитывают ученические группы физиков, географов, политологов, экономистов, историков и программистов. А собственного школьного робота собирали ученики разных классов - те, что помладше, работали над визуальным и физическим оформлением, а ребята постарше создавали "мозг" устройства. На уроках химии в этой школе ученикам разрешается неограниченно пользоваться интернет-поисковиком Google.
Педагоги обеих школ не против того, что их ученики являются активными пользователями социальных сетей. "Наша цель - не запретить, а направить детей в интернете в нужном направлении", - говорит заместитель директора казанской гимназии №19 Наталья Стахеева. В обоих учебных заведениях активно используется онлайн-система "Электронное образование в Республике Татарстан", в которую включены 393 цифровых ресурса по всем предметам учебного плана, разработанных при участии ученых и ведущих педагогов РТ. По последним данным, всего порталом регулярно пользуются порядка 36% учеников Татарстана и 12% их родителей.