Акции Groupon начали торговаться на NASDAQ на 40% выше цены IPO
4 ноября 2011 года

Акции скидочного сервиса Groupon начали торговаться на американской бирже NASDAQ в пятницу на уровне 28 долларов - на 40% выше стоимости первичного публичного размещения ценных бумаг компании, свидетельствуют данные биржи.

Компания Groupon, владеющая одноименным скидочным онлайн-сервисом, провела в начале октября IPO по цене 20 долларов за ценную бумагу, выше установленного ценового диапазона в 16-18 долларов. По информации Bloomberg, Groupon был вынужден закрыть книгу заявок на свои акции на день раньше, чем планировалось, из-за переподписки, и по той же причине смог провести прайсинг выше планируемого диапазона.

Groupon предложил инвесторам 35 миллионов своих акций и привлек таким образом 700 миллионов долларов. Кроме того, компания предоставила своим андеррайтерам Morgan Stanley, Goldman Sachs и Credit Suisse опцион в размере до 5,25 миллиона акций на покрытие возможного перерасхода ассигнований. Если он будет реализован полностью, то объем привлеченных средств увеличится до более 800 миллионов долларов.

IPO компании, основанной в 2008 году, стало вторым по величине среди интернет-компаний. Крупнейшим размещением остается IPO интернет-гиганта Google в 2004 году, когда компания привлекла 1,7 миллиарда долларов при оценке капитализации в 23,1 миллиарда долларов. Groupon оценен на IPO в 12,7 миллиарда долларов, что вдвое превышает цену, которую Google предлагала за его бизнес в декабре прошлого года.

В пятницу акции Groupon начали торговаться на NASDAQ под тикером GRPN. Открывшись на уровне 28 долларов, ценные бумаги достигали пика в 31,14 доллара, к 19.00 мск снизились до 25 долларов, однако потом снова начали расти. Аналитики, опрошенные Рейтер, считают, что небольшой объем предложения (около 5,5% акций компании) позволит поддерживать спрос на ценные бумаги компании и их котировки.

Исходя из начальной динамики торгов, андеррайтеры установили относительно справедливую цену на акции Groupon. Для сравнения - в ходе первого дня торгов акции соцсети LinkedIn доходили до уровня, в 2,5 раза превышающего цену размещения, что вызвало критику в адрес банков-организаторов IPO за низкую первичную оценку компании.

Как правило, размещение новой интернет-компании на бирже влияет на динамику акций других компаний этого сектора. Акции LinkedIn, чье IPO состоялось 19 мая 2011 года, по данным на 19.30 мск пятницы, упали на нью-йоркской фондовой бирже на 9% - до 79,7 доллара за ценную бумагу, однако причиной этого мог послужить квартальный финансовый отчет об убытке, опубликованный накануне.

Акции российской интернет-компании "Яндекс", которая также провела IPO в мае, накануне подскочили на фоне ожидания размещения Groupon почти на 10%, до 28,6 доллара - наиболее высокого уровня за последние шесть недель, пишет BusinessWeek.

Ценные бумаги Google и Amazon, уже давно присутствующих на фондовом рынке, также выросли накануне на фоне интереса инвесторов к интернет-сектору, однако сегодня демонстрируют небольшое снижение.

Среди других интернет-компаний, IPO которых наиболее ожидаемо в 2011-2012 годах, сервис микроблогов Twitter, разработчик игр для соцсетей Zynga и крупнейшая в мире социальная сеть Facebook.

По итогам третьего квартала 2011 года, Groupon отчитался об убытке в 10,6 миллиона долларов по сравнению с 49 миллионами убытка годом ранее. Выручка за тот же период выросла в четыре раза по сравнению с прошлогодним показателем и оценена в 430,2 миллиона долларов. Компания продала за квартал 33 миллиона скидочных купонов.

Число зарегистрированных пользователей Groupon составляет почти 143 миллиона, по сравнению с концом прошлого года этот показатель увеличился в семь раз. По данным на конец сентября, около 29,5 миллиона из них купили хотя бы один купон. Число партнеров сервиса, размещающих на Groupon свои спецпредложения, превышает 78 тысяч.