Соцмедиа не будут премодерировать контент в период предвыборной агитации в РФ - соцсети
5 ноября 2011 года
Социальные онлайновые медиаресурсы, работающие на территории России, не собираются премодерировать сообщения пользователей в период предвыборной агитации, сообщили представители соцсетей.
Парламентские выборы в России пройдут 4 декабря. Период предвыборной агитации начнется 5 ноября и завершится в 00.00 по местному времени 3 декабря, когда наступит "день тишины" перед выборами.
По словам юристов крупнейшей в рунете социальной сети "ВКонтакте", предвыборная агитация может проводиться не только на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий и посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Именно под последний пункт и подпадают соцмедиа в рунете. Поэтому материалы, имеющие отношение к предвыборной агитации, публикуемые, например, на страницах социальных сетей должны соответствовать требованиям законодательства РФ. В частности, перед публикацией весь контент должен быть представлен политической партией в ЦИК РФ или избирательные комиссии субъектов РФ. Кроме того, предвыборные агитационные материалы должны размещаться на платной основе.
По словам представителей соцсети, администрация ресурса не планирует самостоятельно отслеживать предвыборные кампании, которые будут проводиться на страницах "ВКонтакте" политическими партиями. "Создавать отдельный штат модераторов для мониторинга предвыборных кампаний у нас в соцсети мы не собираемся - это не наша задача. Однако мы будем реагировать на жалобы пользователей и политических структур, которые выявят нарушения законодательства", - рассказал пресс-секретарь "ВКонтакте" Владислав Цыплухин.
Представители второй по объему аудитории в рунете социальной сети "Одноклассники" в ответ на запрос от комментариев отказались.
Адвокат Вадим Прохоров обращает внимание на то, что соцсети являются частью интернета, который регулируется законодательством. "Конечно, ни в каком законе нигде не выделяются соцсети, как отдельный объект прав, но как часть интернета - безусловно. На социальные сети распространяются все те же установленные законом "Об основных гарантиях избирательных прав" ограничения, поскольку в каждой из статей упоминается интернет вообще, поэтому под них попадают как интернет-СМИ, так и соцсети", - заявил Прохоров .
Руководитель крупнейшего в рунете блогхостинга LiveJournal Светлана Иванникова отмечает, что сервис находится в юрисдикции штата Калифорния (США), поэтому ресурс также не планирует премодерировать контент, имеющий отношение к политической агитации.
"В случае жалоб на нарушение правил пользования сервисом конфликтная комиссия LiveJournal вправе временно заблокировать доступ к опубликованному материалу", - отметила Иванникова.
Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook тоже не планирует менять уже устоявшиеся на ресурсе правила в связи с предвыборными кампаниями. "Facebook не вмешивается и позволяет свободно выражать свое мнение по тому или иному вопросу. Но в то же время компания тщательно отслеживает контент, который не соответствует правилам безопасности социальной сети по ряду параметров: запрещено загружать нелицензионный контент, содержащий насилие, порнографию, экстремистские призывы и т.д. Отслеживанием и удалением нелегального контента занимаются наши модераторы", - рассказали в пресс-службе Facebook.
По мнению юриста Игоря Трунова, хотя деятельность интернет-ресурсов и регламентируется законодательством о выборах, на практике это фактически не реализуется. "На самом деле никаких механизмов контроля интернета нет, если только кто-то специально не укажет, что вот этот нарушил. Нет никакой судебной практики по этому поводу, поэтому нет и разъяснения Верховного суда РФ, который бы специально указал, что избирательное законодательство распространяется на интернет вообще, в том числе и на соцсети", - отметил Трунов.